Айрат о нашем сборнике стихов Авторы челнинского сборника "Набережные стихи 76 стр." - хотя и каждый сам по себе независимый поэт, будучи собранными в единый сборник редакторской волей, а может, своеволием Анатолия Ухандеева, стали представлять в этой книжке некоторую как бы совместность, единство, общность. Некое одно послание.
Своеволие редактора-Анатолия отнюдь не прячется, а вполне откровенно заявляется им в предисловии: "в сборник вошли стихотворения поэтов, с которыми я дружен, и которые для меня и образуют местный участок поля большой русской речи"...
Таким образом (возможно, и нечаянно, но вслух проговорённо) - "дружба с Анатолием" становится как бы странным основанием единства и собранности этих авторов под единой обложкой.
Характеристика сугубо субъективная становится как бы объективной, примиряющей. Кто-то скажет: "нескромно это", ну конечно нескромно! Но поэзия и не должна быть скромной. Если она - послание, она всегда тенденциозна. И вот, как будто мы должны разгадать: за что же, с каждым из этих поэтов дружит Анатолий? Он-то ведь сам единый и цельный, значит и сборник - окажется единым и цельным для нас, если мы разгадаем...
Как я и говорю: субъективная характеристика ("дружбы с Анатолием") становится объективной!
В своё время между молодыми казанцами и молодыми челнинцами поэтами существовало заочно шуточное противостояние. В нём мы, казанцы, назывались "штопанные гондоны", а челнинцы были "бумажные самолётики".
В стихах казанцев - чаще можно было встретить мат, жёсткие ситуации, обнажение, бравирующее выставление на общее обозрение личных пространств поэта или лирического героя, секс и стёб...
Стихи же челнинских "самолётиков" - были добрее что ли, добродушнее, интровертнее, погружённее в себя, метафоричнее... условно: казанцы махали кулаками и курили, челнинцы - пили чай из блюдечка и улыбались краешком рта...
Ну, это я говорю про нашу кампанию казанцев, которые сначала именовались "ОМП", потом "Энтомология поэзии" или "Цыц", потом вот сейчас: "Бутылка клейна" - это одно поколение с челнинцами: нынешние 35 - под 40 лет люди, а тогда: 18-25... Сейчас и в Казани, и в Челнах выросли у нас новые молодые "сменщики", вошедшие в наши периодически оживающие тусовки. И вот в Казани сейчас - апогей чтений в пивных барах, а в Челнах вон - книжный и культурный клуб и кофе.
Мне кажется, живи я в Челнах, в их компанию я вписался бы даже получше казанской. Но Казань и мне подарила жёсткости, панковства и надрыва...
Наверно, самолётико-гандонная классификация всё же устарела за эти годы... но у Челнинцев осталась их интровертность и метафоричность...
А если вообразить нас всех пациентами сумасшедшего дома, то казанцы были бы в нём помешанными буйно, а челнинцы - тихо...
Но сумасшествия, да! В стихах стало больше сейчас, заметно больше. Ну время такое!
Вот из общих черт челнинских поэтов в этой книжке я бы выделил это: тихое помешавшееся; и интровертность; и метафоры, а некоторые прямо говорят почти афоризмами! И ещё - локальность, челнинскость, привязанность к родному городу, его пространству. У нас в Казани этого много меньше, по-моему.
Интересно, собирается ли эта, выдуманная мной формула: "интроверт+тихо помешанный+ метафорист+челнинец" в определение: "поэт - друг Толи Ухандеева"? Ну, я не знаю. Книжка, тем не менее, получилась цельная! Далее, Бог даст, напишу по авторам.